- ИОРДАН
- главная и можно сказать единственная река Палестины, протекающая вдоль ее и разделяющая ее на две половины, восточную и западную.
Она течет в продолжение всего года; другие реки Палестины суть только ручьи или потоки, которые имеют временное течение и летом большею частью высыхают. Две половины восточная и западная, на которые разделяется Иорданом Палестина, в В. Завете называются: по эту сторону Иордана и по ту сторону Иордана. До перехода израильтянами Иордана восточная часть земли обетованной называлась по эту сторону, а западная по ту сторону (Числ. 32, 19, 32, 35, 14. Втор. 4, 41. XI, 29 - 30. 12, 10). Но после, когда евреи перешли Иордан и поселились на западе, выражения эти стали употребляться наоборот: восточная стала называться по ту сторону, к востоку, а западная по эту сторону, к западу. Иордан течет по глубокой долине, большею частью между крутыми, утесистыми горными скалами, начиная от подошвы возвышенного Ермона вниз, по направлению к югу, до самого южного конца Палест. Он содержит в себе три бассейна: озеро Мером, Галилейское море и Мертвое море, и представляет самые поразительные противоположности природы: на севере горная природа, свежая, крепкая силами, богатая растительностью, райская; на юге сухая, жаркая, мертвая пустыня. Иордан образуется из двух главных рукавов реки Хасбани и реки Баниас. Река Хасбани вытекает в горной долине Вади ет-Тейм, которая проходит по западной стороне Ермона с севера на юг. В ней лежат горные местности Рашея и Хасбея. Верхняя часть долины, где лежит Рашея, не имеет постоянного течения; только во влажное время года от тающих с гор снегов и от дождей вода течет по долине до Хасбеи. Местность эта богата хлебными полями, плантациями маслин и виноградными садами и отличается красотою жителей. На соседней горе множество водится дичи, волков и леопардов (Песн. Песн. 4, 8). При Хасбее течение Иордана получает свое начало. Здесь источник его представляет большой канал прекраснейшей, светлой, прозрачной воды, из которого, быстро и шумно выступая, орошает собою длинную, узкую, но весьма красивую долину, осеняемую масличными деревьями; потом, протекая далее на юг, входит в глубокую расселину черной базальтовой горной породы и за тем вступает в широкую, также вулканическую равнину, простирающуюся до озера Мером. Здесь не видно никаких маслин, никаких виноградных дерев, никакого засеянного поля; только поодиночке кое-где возвышаются над базальтовым грунтом полусожженные дубовые пни. Пред впадением в Меромское озеро Иордан получает притоки, с восточной стороны Тель ель-Кади и Баниаса и разные притоки с Запада, и значительно увеличивается. От этих притоков расстояние до озера на 10 часов. Здесь, по направлению от вулканической равнины к востоку до самого Баниаса начинается превосходнейшая, райская растительность; здесь от самой подошвы Ермона идущая широкая равнина вся усеяна разными цветами, зеленеющими кустарниками, тучными пастбищами и хлебными полями. И здесь-то лежат города: Баниас, ветхозаветный Ваал-Гад, новозаветная Кесария Филиппова. Почва здесь чрезвычайно плодородна. Здесь есть большие теревинфовые деревья, тучные луга, обширные поля сарачинского пшена, множество дичи. Эту землю посещал и Господь с учениками Своими и здесь проповедовал Евангелие (Мф. 16, 13. Марк. 8, 27). Страна эта, изобилующая лесами, в языческой древности посвящена была божеству Пану, покровителю лесов и стад, и отсюда получила название Паниас, или Баниас. Между упомянутыми притоками Иордана, к западу от Баниас, лежит возвышение Тель ель-Кади (холм Сдей). На этом возвышении есть плоскость, из среды которой вытекают многие источники, которые, весьма быстро испускаясь на юг, сливаясь в одну реку Тель Кади, потом соединяются с Баниас. Здесь лежит древний город Дан (город Судей), построенный Данитянами на месте завоеванного ими города Лаиса. Ниже Дана, по западной стороне Иордана, лежит болотистая равнина Ард-Гулехг (Карт. Кип. и Меикее No VIII). По соединении упомянутых притоков, Иордан впадает в болотистое озеро упомянутой равнины Гулег, ныне называемое Бар ель-Гулег, а в В. Завете воды Мерома. Здесь оканчивается верхнее течение Иордана и начинается среднее, простирающееся до озера Геннисаретского. На полчаса пути от озера Мером, вниз, лежит древний, из базальтовых камней построенный мост, с тремя остроконечными арками чрез реку, называемый мостом сынов или дочерей Иакова (Дшизр Бени ил Бенат Якуб), по легендарному преданию, что здесь Иаков переходил с семейством своим чрез Иордан, при своем возвращении из Месопотамии (Быт. 32, 22. 33, 17 - 18). Здесь издревле пролегла главная, большая дорога из Дамаска к Галилейскому морю (Исаии 9, 1. Мф, 4, 15). Мост, вероятно, построен во времена крестовых походов; он довольно еще хорош. Кроме него никакого другого моста здесь нет, а есть только броды или переправы, как то упоминается в книге Судей (3, 28. 12, 5 - 6). От озера Геннисаретского начинается нижнее течение Иордана до Мертвого моря, на протяжении ста верст. Иордан, усиленный Иеромаксом и другими притоками (под именем Урдун, или Ель-Шериа, или Шериат, ель-Кебир), течет разными извилинами и чрезвычайно быстро. Во многих местах разделяется на небольшие канавы, и иногда видимое течение даже совсем прекращается, теряясь между подводными скалами и кустарниками. Как быстро падение его, можно видеть из того, что до Мертвого моря находится до тридцати больших водопадов, и еще гораздо более малых обрывов. Пред впадением в Мертвое море Иордан разделяется на два устья, и в Мертвом море совершенно исчезает; но русло его и долина ель-Хор, или Арава, продолжается и за Мертвым морем, до самого Еланитского залива (Нор., стр. 104. Herz., VII, p. 10). В св. Писании часто говорится об Иордане. Во времена Авраама прекрасные окрестности Иордана избрал Лот в жилище себе (Быт. 13, 10 - 11). Чрез Иордан с одним посохом перешел патриарх Иаков, когда шел в Месопотамию, где Бог благословил его многочисленным семейством (Быт. 32, 10). По завоевании восточных земель при Моисее, за Иорданом остались жить колена Рувимово, Гадово и половина Манассиина, заняв завоеванные там земли (Числ. гл. 32. Нав. 1, 12 - 18. 22, 1 - 10). По смерти Моисея израильтяне совершили чудесный переход чрез Иордан против Иерихона и вступили в землю обетованную по ту сторону Иордана. При Иордане между Сокхофом и Цартаном находились плавильные горны Соломона, где выливались из меди разные вещи для храма Иерусалимского (2 Пар. 4, 17). Чрез Иордан чудесно переходили посуху пророки Илия и Елисей и здесь творили чудеса (4 Цар. 2, 7 - 8. 14. 5, 10 - 14. 6, 2 - 4). В водах р. Иордана получил исцеление от проказы Нееман, военачальник сирийский. Чрез Иордан, ниже озера Геннисаретского, было несколько замечательных переходов или бродов, которые упоминаются в св. Пис. Таковы, напр.: против Иерихона (Нав. 2, 7), против Скифополя (Суд. 12, 5, 6) и др. Чрез Иордан перешли с войском Иуда Маккавей с Ионафаном, братом своим, для спасения израильтян от язычников в Галааде (1 Мак. 5, 9 и далее). С пришествием Христа на землю, в окрестностях Иордана явился с проповедью Иоанн Креститель (Мф. 3, 1 - 6. Марк. 1, 4 - 5). В Иордане, близ Вифавары, принял крещение от Иоанна Господь (Иоан. 1, 28). Местность эта, по преданию, указывается у развалин древнего монастыря св. Иоанна Крестителя, известного под именем Каср-Егуди, построенного здесь царицею Еленою. Здесь же, по тому же преданию, строил церковь Юстиниан император. Здесь, по преданию, против монастыря Иоанна, на самой реке, стояла часовня в честь крещения Спасителя, а среди реки водружен был крест; самые берега Иордана обложены были мрамором. На Иордане, близ Салима, находился Енон, другое место, где крестил Иоанн. На Иордане крестил Господь и ученики Его (Иоан. 3, 22). Так много великого и достопримечательного представляет для нас Иордан и сам по себе, и по тем священным и важным событиям, которые происходили здесь.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.